ПРИЛОЖЕНИЕ 48

Утверждено приказом директора
МБОУ «Нижнесортымская СОШ»

                        от 09.06.2014 г. № 586

 

Положение

о службе психолого-педагогического и

медико-социального сопровождения обучающихся

 

1. Общие положения.

1.1. Настоящее положение разработано на основании следующих нормативных документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;

 - Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. № 152 –ФЗ «О персональных данных (имеет дополнения и поправки от 2010 года)»;

- Федеральный закон от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;

-Письмо Министерства образования РФ от27 июня 2003 года № 28-51-513/16 Методические рекомендации по психолого – педагогическому сопровождению обучающихся в учебно – воспитательном процессе в условиях модернизации образования;

- Федеральный закон от 24 июня 1999 г.№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями);

-Приказ Министерство образования и науки РФ от 22.12.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Приказ Министерство образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Письмо Минобрнауки РФ от 7 июня 2013 г. № ИР – 535/07 «О коррекционном инклюзивном образовании детей»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка  организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 г. № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;

- Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа –Югры «Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» № 543-п, 2013г.

- Инструктивно-методическое письмо «Содержание и организация логопедической работы общеобразовательного учреждения» 2008 г.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с изменениями от 18,29 декабря 2006 г.);

- Приказ Министерства здравоохранения РФ «Порядок оказания медицинской помощи  несовершеннолетним, в том числе в период воспитания и обучения в общеобразовательных организациях» № 822 н-2013 г.

1.2. Настоящее положение определяет организационно- методическую основу деятельности службы психолого- педагогического и медико- социального сопровождения обучающихся в МБОУ «Нижнесортымская СОШ» (далее – Служба сопровождения).

1.3. Под службой сопровождения понимается организационная структура в общеобразовательном учреждении, в состав которой входят специалисты, оказывающие помощь обучающимся с медицинскими, психологическими или специальными проблемами: педагоги- психологи, социальные педагоги, учителя – логопеды, медицинские работники.

 

2. Цель и задачи службы ППиМС сопровождения

2.1. Цель: комплексное сопровождение обучающихся по созданию условий эмоционально- психологического комфорта и благополучия личностного развития ребенка и обеспечение качества образования за счет оказания помощи в преодолении трудностей в обучении;

2.2. Задачи:

- Выявление и устранение потенциальных препятствий в обучении, и оказание помощи в преодолении отклонений в развитии и адаптации.

- Создание условий для совершения учащимися осознанного, ответственного и самостоятельного выбора его жизненного пути;

- Содействие полноценному личностному и интеллектуальному и физическому развитию обучающихся на каждом возрастном этапе;

- Защита прав и интересов ребенка;

- Осуществление связи с семьей и организациями по вопросам социальной  адаптации и решения проблем воспитания и обучения.

 

3. Организация деятельности Службы сопровождения обучающихся

3.1. Деятельность Службы сопровождения финансируется за счет средств бюджета образовательного учреждения.

3.2. Работа специалистов Службы сопровождения организуется для оказания обучающимися в соответствии с планом школы на текущий учебный год, графиком работы, коррекционно- развивающих и компенсирующих программ, утвержденных администрацией школы.

3.3. Служба  ППиМсс обучающихся осуществляет межведомственное взаимодействие с учреждениями и организациями образования, здравоохранения, органами опеки и  попечительства, социальной защиты, органами внутренних дел и прокуратуры, с комиссией по делам несовершеннолетних, защите их прав,  общественными организациями,  оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии обучающихся.

3.4. Руководство Службой сопровождения обучающихся осуществляет руководитель образовательного учреждения и его заместитель, курирующий деятельность ППиМСс.

3.5. Психолого- педагогическая, медицинская и социальная помощь специалистами службы оказывается обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. (Закон «Об образовании в РФ «273-ФЗ», глава 4 , статья 42)

3.6. Рекомендации и предложения Службы сопровождения по результатам ее деятельности выносится на совещания, методические советы, педсоветы, педконсилиумы для принятия руководством учреждения управленческих решений.

3.7. Специалисты службы ППиМСс  оказывают квалифицированную помощь обучающимся в образовательном учреждении группой специалистов службы или одним из них. Состав группы специалистов определяются целями и задачами конкретного мероприятия и проблемы.

3.8. Специалисты службы сопровождают учебно-воспитательный процесс на основе преемственности и дифференцированности:

- принимают участие и готовят документацию для работы школьной ПМПк;

- проводят комплекс реабилитационных  и других мероприятий;

- участвуют в работе Советах профилактики школы;

- оказывают содействие обучающимся в профориентации и социальной адаптации;

- осуществляют комплексные мероприятия по профилактике и выявлению социальной депривации детей и оказывают им помощь;

- организовывают работу по профилактике суицидального поведения;

- ведут деятельность по оказанию помощи детям из семей мигрантов ( адаптация на основе интеграции деятельности специалистов: социального педагога, педагога-психолога, логопеда и других специалистов, мониторинг);

- осуществляют  сопровождение обучающихся, занимающихся в условиях ФГОС;

- выявляют особенности психологического развития и состояния здоровья с целью оказания бесплатной психолого-медико –педагогической коррекции;

- ведут индивидуальный учет результатов коррекционно – развивающей деятельности и хранение информации о результатах диагностики, базы данных на бумажных и электронных носителях;

- используют современные методы коррекции и развития обучающихся и компьютерных программ по направлениям работы специалистов ППиМСс;

- сопровождают обучающихся на основе партнерского взаимодействия с семьей;

- осуществляют сопровождение учебного процесса на основе мониторинга с периодичностью, которая определена планом школы, планами специалистов и измеряемыми характеристиками;

- работа с детьми «группа риска»;

- организовывают деятельность детского общественного движения ЗОЖ ( формирование лидерских качеств, установок на здоровый образ жизни и навык саморегуляции);

- участвует в судебно-эксперной деятельности (присутствие в дознании, в суде по письменному согласованию с руководителем образовательного учреждения в соответствии с ФЗ № 73 «О государственной экспертной деятельности в РФ, ст.41»);

- обеспечивают вариативность направлений и факторов помощи, а так же диферсификации уровней психолого- педагогического сопровождения;

- создают условия для самовыражения обучающихся и ситуации успеха;

- выполняют рекомендации районной ПМПК по проведению коррекционно – развивающей работы;

- организуют социально-психологическое тестирование в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке установленных нормативно-правовых документах в сфере образования;

- ведут на сайте школы раздел по инклюзивному образовании, телефона доверия,  консультации участников образовательной среды по вопросам,  входящих в их компетентность;

- выявляют индивидуальные способности обучающихся и содействуют развитию одаренности обучающихся с ориентацией на успешность;

- осуществляют комплексную помощь обучающимся на дому (по всем направлениям  службы);

- оказывают содействие в реализации индивидуальных программ реабилитации ребенка- инвалида;

- оказывают помощь в освоении общеобразовательных (адаптированных) программ и создают специальные условия для обучающихся с ОВЗ с учетом их особенностей образовательных потребностей.

 

4. Основные направления деятельности Службы сопровождения

4.1. Деятельность службы осуществляет следующие направления:

-просвещение – формирование и развитие психолого-педагогической компетентности у участников образовательного процесса.

- профилактика – предупреждение нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития, и  отрицательного воздействия рекламы экстремизма и стигматизации (клички, прозвища) с разработкой конкретных рекомендаций участникам  образовательного процесса.

- диагностика – психолого- педагогическое изучение обучающихся, на протяжении всего периода обучения, проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающимися по двум направлениям: первичная диагностика (скрининг) и углубленная диагностика (по запросу участников образовательного процесса и детей ОВЗ)

- коррекция – совокупность психолого-педагогических воздействий направленных на исправление личностных и интеллектуальных недостатков отклонений в развитии  (психологических, правовых, социальных, педагогических, медицинских проблем) с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и специфики проблем по микропрограмм специалистов службы ППиМСс.

- консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, на основе партнерского взаимодействия с родителями (законным представителям), кооперация с педагогическими работниками в вопросах развития, воспитания и обучения. Консультирование осуществляется с использованием современных технологий (психоконсультативной практики с элементами психотерапии (цветотерапия, куклотерапия, песочная  терапия, арттерапия и т.д.) и форм: (индивидуальные, групповые, сайт-консультации и т.д.).

- информирование участников образовательного процесса –информирование о целях и результатах, проводимой деятельности специалистами службы сопровождения с обучающихся.

- экспертная деятельность – экспертиза социальной и образовательной среды.

- проектирование – разработки коррекционно – развивающих и компенсирующих программ (микропрограмм).

 

5. Принципы работы службы ППиМСс

5.1. Работы специалистов Службы сопровождения организуется на основе этических принципов деятельности (Приложение №1)

Основными этическими принципами являются:

1.Принцип конфиденциальности.

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип квалифицированной пропаганды знаний специалистов.

6. Принцип благополучия обучающихся.

7. Принцип профессиональной кооперации.

8. Принцип информирования участников образовательного процесса о целях и результатах обследования обучающихся.

 

6. Ответственность специалистов ППиМСс.

6.1. Сотрудники ППиМСс несут персональную ответственность за:

- точность диагностического заключения;

- адекватность диагностических и коррекционных методов;

- ход и результаты работы с обучающимися;

- обоснованность выдаваемых рекомендаций.

- обеспечение конфиденцильности персональных данных обучающихся  и их семей.

 

7. Документы специалистов службы ППиМСс

7.1. Специалисты службы сопровождения обучающихся ведут следующую документацию:

- годовой план работы, составленный в соответствии с годовым планом образовательного учреждения;

- банк данных на детей с ОВЗ;

- социальный паспорт школы;

- банк диагностических методик;

- листы коррекционной работы;

- банк результатов обследования;

- журнал регистрации  индивидуальных и групповых консультаций;

- журнал запросов;

- планы и программы коррекционной, развивающей и компенсирующей деятельности;

- методические рекомендации для педагогов;

- выданные рекомендации родителям;

-  журнал о проделанной работе ( диагностической, коррекционной, развивающей, просветительской, консультативной психопрофилактики);

- папка  аналитические отчеты ( за предыдущие периоды);

- план – график на неделю;

- циклограмма работы специалиста службы;

- график работы специалиста а текущий учебный год;

- реестр перечня используемых программ и методов (их краткая характиристика);

- папка  с документами МО службы ППиМСс;

- индивидуальная траектория развития ребенка;

- рабочие материалы специалиста службы;

- нормативно- правовые документы специалиста;

- паспорт кабинета.

 

 Настоящее положение утверждено с учетом мнения совета обучающихся МБОУ «Нижнесортымская СОШ» (протокол от 15 мая 2014 года № 2), совета родителей (протокол от 20.06.2014 года № 2).